Особенности расчета платы за загрязнение окружающей среды

Опубликовано - 30 января, 2011

Вполне резонно предположить, что в процессе своей деятельности хозяйствующие субъекты оказывают не вполне по ложительное влияние на состояние воздуха и окружающей среды в целом. Квалифицированные бухгалтерские услуги не обходятся без такого важного расчета, как плата за производимое организацией загрязнение окружающей среды. Правда, под этот налог попадают не все организации и предприниматели.

Если бухгалтерское обслуживание ведется в организации, производящей вредные выбросу в атмосферу, сбрасывающей в водоемы отбросы, складирующей отходы, негативно сказывающиеся на качестве атмосферного воздуха, то налог на загрязнение является обязательным.


Суть расчета

Сам расчет налога не сложен. Дополнительные бухгалтерские проводки не понадобятся. Производится он либо на основе допустимых размеров, либо в пределах закрепленных лимитов. Подлежащая оплате сумму определяется объемом выбросов. В некоторых регионах установлены специальные коэффициенты, учитывающие особенности территории, климата, культуры и уровня социального развития. Такие коэффициенты значительно упрощают бухгалтерское обслуживание в плане составления расчетов по экологии.

Так, если организация вывозит и не утилизирует производственные отходы, то данный расчет производится с учетом состояния экологии в районе. Для определения его точной величины применяется коэффициента, характеризующий уровень загрязненности почвы. Для Центрального региона России его значение равно 1,6 и 2 - для находящихся под особым контролем территорий.

Если деятельность предприятия, так или иначе, связана с вредными выбросами, то бухгалтерские услуги помимо верного расчета налога на экологию обязаны учитывать соблюдение лимита выбросов для данного региона. Так, если действующие в районе ограничения превышены, то придется заплатить налог в пятикратном размере. Причем, совершенно не важно, насколько именно превышен лимит.


Правила расчета платы на выбросы

Еще перед началом очередного финансового периода (года), организация должны рассчитать планируемые объема предполагаемых выбросов. Для расчета берутся также и бухгалтерские проводки предыдущего периода. Таким образом, можно сделать расчет квартальных оплат. Эти предварительные данные подаются в управление Ростехнадзора и согласовываются.

Правда, эти согласования могут выявить значительное превышение установленных лимитов. В реальности производить выбросы меньшего объема может не быть реальной возможности. Как раз для таких предприятий управление Ростехнадзора обязано разработать и утвердить повышенные лимиты, причем они должны соответствовать реально производимым выбросам на пике работы предприятия.

Подлежащая уплате сумма за загрязнение атмосфера должна учитывать

  • компенсацию допустимых лимитами выбросов,
  • компенсацию временно действующих или специально установленных нормативов,
  • компенсацию за превышение лимитов.

Не смотря на заранее разработанные схемы оплаты и установленные нормативы, каждый ежеквартальный платеж должен согласовываться с управлением Ростехнадзора. То есть его специалисты ещё раз тщательно проверят соответствие фактического размера оплаты расчетному.