Учет представительских расходов в целях налогообложения

Опубликовано - 30 декабря, 2010

Ни одно действующее и полноценно работающее предприятие не обходится без представительских расходов. Очень часто, заказывая бухгалтерские услуги или принимая на работу бухгалтера, руководители интересуются, умеют ли специалисты правильно проводить и отражать представительские расходы.

Все затраты на организацию приемов, переговоров, презентаций и встреч списываются как представительские расходы, и опытный бухгалтер знает, как сделать грамотные бухгалтерские проводки, удовлетворяющие как бухгалтерскому, так и налоговому учету. Квалифицированное бухгалтерское обслуживание требует соблюдения не только всех нормативов бухгалтерского учета и ПБУ, но и соответствия каждого оформленного и проведенного документа Налоговому Кодексу. В соответствии с изложенными в НК РФ указаниями к группе представительских расходов относят только затраты, связанные со всеми приемами и спецобслуживанием, носящими официальный характер и являющимися обязательными для нормального функционирования предприятия.

Следуя указаниям п.1.22 ст. 264 Российского Налогового Кодекса, бухгалтер при расчете налога на прибыль уменьшает налогооблагаемую базу на сумму расходов, в состав которых входят и представительские, рассматриваемые налоговым учетом, как прочие расходы. Но существует определенный лимит на списание расходов данной категории. Так, следуя ст.270 НК (п.42), вычисляя налогооблагаемую базу, бухгалтер не имеет права учесть как представительские расходы, затраты, превышающие ограничения, оговоренные в НК (ст.264, п.2). Более того, следуя обычаям делового оборота, недопустимы даже бухгалтерские проводки, списывающие, к примеру, приобретение алкоголя для организации встречи или приема представителей мусульманской веры (в данном случае эти расходы будут признаны не оправданными и недопустимыми для расценивания как представительские).

Установленный Налоговым Кодексом допустимый для списания лимит представительских расходов не может превышать сумму в 4% от затрат налогоплательщика по оплате труда сотрудников за отчетный период. Поскольку эти расходы являются нормируемыми, то их абсолютное выражение от периода к периоду может изменяться. Эти изменения должны отражаться в бухгалтерской справке, являющейся вспомогательной формой налоговой отчетности, и дающей представление об изменении объема расходов нарастающим итогом.

Если бухгалтерские услуги оказываются квалифицированными специалистами, то они непременно обратят внимание руководителя предприятия на то, что безболезненно списать на представительские расходы, уменьшающие размер налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль, можно лишь траты, произведенные на обслуживание и организацию приема партнеров и коллег из других учреждений, принимающих участие в переговорах, имеющих целью установление или укрепление взаимовыгодного сотрудничества. Если бухгалтерское обслуживание организации поставлено грамотно, то затраты организации по проведению разного рода развлекательных мероприятий, отдыха, санаторно-курортного лечения сотрудников никогда не будут учитываться, как представительские расходы. Эти затраты противоречат указаниям НК РФ по определению характера представительских расходов, хотя во многих организациях бухгалтеры по неопытности очень часто пренебрегают этими указаниями.