Что лучше всего сближает налоговый и бухгалтерский учет?

Опубликовано - 14 марта, 2011

Желание бухгалтеров привести данные налогового и бухгалтерского учета «к общему знаменателю» вполне обоснованно – это поможет предотвратить путаницу и избежать огромного количества ненужных документов . Бухгалтерские услуги только тогда можно считать квалифицированными, когда они позволяют минимизировать документооборот без ущерба компании. Говоря о единообразии налогового и бухучета имеется ввиду схожесть учета активов предприятия. Грамотное бухгалтерское сопровождение не допустит расхождений между данными налогового и бухучета в вопросе учета того или иного актива. Если быть точнее речь идет о формировании первоначальной стоимости, списании и амортизации активов.


Первоначальная стоимость активов

Если бухгалтерское обслуживание предприятия построено грамотно, то во избежание разногласий и избыточной путаницы, с точки зрения налогового и бухгалтерского учета активы приходуются единообразно. То есть, по одной и той же стоимости - фактической. Оприходование активов по фактической стоимости позволяет учесть все накладные расходы на его транспортировку, растаможку и т.д. Но данный способ отражения первоначальной стоимости активов должен найти свое отражение в учетной политике предприятия по налоговому и бухгалтерскому учету. Но есть одно «но». Бухгалтерские услуги предполагают не просто приходование и отслеживание активов, но и их амортизацию. Если бухучет не предполагает амортизационную премию, то в налоговом учете она учитывается. В данном случае можно прийти к единообразию, отказавшись от амортизационной премии вообще.


Списание активов

Бухгалтерское сопровождение бизнеса, стремясь к минимизации документооборота и уменьшению разниц учета одного и того же актива с точки зрения бухгалтерии и налогообложения, предпочитает осуществлять не только приходование, но и списание активов в едином порядке. Это помогает избежать значительных расхождений и путаницы. Главное, правильно выбрать метод списания, отдав предпочтение тому, который одинаково правомерен как в налоговом, так и в бухучете. К примеру, ЛИФО-метод списания активов применяется лишь в налоговом учете, а для бухучета он не предусмотрен. Наиболее оптимальным и для налогового и для бухучета является метод списания активов методом ФИФО.


Амортизация

Говоря об амортизации активов с точки зрения налогового и бухучета, амортизационная премия является не единственным предметом разногласий. Бухгалтерские услуги, оказываемые квалифицированными специалистами могут свести все нюансы разночтений на нет. Поскольку в бухучете существует несколько вариантов списания стоимости основных средств, то бухгалтер вправе выбрать наиболее оптимальный. Но, единственным методом начисления амортизации, правомерным для налогового учета и бухучета, является линейный. Так что, оприходовав изначально активы по одной и той же стоимости с точки зрения налогообложения и бухучета, можно их амортизировать одним и тем же способом в целях обоих учетов. Это позволяет получать одинаковые данные и избегать разногласий по суммам амортизационных отчисления и остаточной стоимости.