Как известно, одним из последних нововведений в сфере борьбы с доходами, полученными преступными образом, и со средствами, направляемыми на финансирование терроризма, государством был введен в действие механизм, который позволяет Росфинмониторингу накапливать данные о сомнительных сделках и отказах в банковских операциях. Информация поступает в распоряжение Банка России, на ее основании формируются «черные» список компаний и предпринимателей, который направляется в кредитные организации. Результатом данного действия становится блокировка счетов компаний, невозможность привлечения заемных средств и др. Но, как и многие механизмы, процедура была запущена в несовершенном виде, то есть попасть в такой список до настоящего момента могли даже добросовестные организации, например, частные фирмы, организовывающие бухгалтерское сопровождение в СПб для компаний и ИП.
Фирмы, качественно оказывающие услуги, являющиеся ответственными налогоплательщиками, могли стать «изгоями» в результате технического сбоя в системе или, если в истории деятельности были отказы на основаниях, не связанных с «отмывочной» деятельностью. Попадание в список происходило легко, а вот обратная процедура, исключение из него, вообще не существовала. Итогом стала массовая блокировка счетов благонадежных клиентов и отказ в осуществлении банковского обслуживания, что негативно сказалась на коммерческой деятельности «отказников».
Процедура исключения из «черного» списка регулятора станет возможной в случаях направления кредитными организациями аннуляции сведений в Росфинмониторинг. ЦБ РФ обращает внимание банков на необходимость тщательного анализа данных об отказах в истории работы фирмы и использования механизма взвешенно.